воскресенье, 20 октября 2013 г.

Беседы «Игрушечной Маркизы». Заключение анкеты о нравственности.

Если честно, то довольно странное впечатление на меня производят эти все статьи из дореволюционного «Журнала для Хозяекъ». Бросается в глаза обилие псевдонимов, анонимов, а сами статьи какие-то довольно злободневные (даже в наше время мне так кажется). Вот ещё одна статья – можно сказать феминистическая за 1 сентября 1913 года № 17 журнала. В прошлой статье «Игрушечная Маркиза» про проституток писала, а в этой о якобы «рабстве» женщин у мужчин.
Беседы «Игрушечной Маркизы». Заключение анкеты о нравственности.
Беседы «Игрушечной Маркизы».
Беседы «Игрушечной Маркизы». Заключение анкеты о нравственности.

Анкета закончилась.

Огромное большинство женщин, принявших в ней участие оказались противницами существующей половой морали, не признающими за ней никаких действительно нравственных оснований.

Защитников существующей системы на анкету отозвалось не много, да и большинство отозвавшихся так неловко вели защиту, что только компрометировали защищаемую идею (вроде пресловутого «пожилого мужчины», которому я отвечаю особой статьёй, помещённой в наст. номере).

Весьма возможно, конечно, что многие из сторонниц существующей половой морали не пожелали отозваться на анкету, видя моё отрицательное отношение к этой морали и опасаясь, что их письма будут встречены недоброжелательно.

Возможно и это. Но мы должны считаться не с предположениями, а с имеющимся на руках материалом. А по этому материалу можно думать, что большинство русских интеллигентных женщин относится отрицательно к существующей половой морали, что многие видят в ней лишь унизительное рабское ярмо, надетое мужчинами на женщин для своего удобства и удовольствия, и начинают скептически относиться к предъявляемым его требованиям.

Подобное явление, конечно, не может не радовать.

Ведь, это признак начинающегося освобождения женщины от морального рабства её.

По моему глубокому убеждению именно, так и должно начинаться освобождение женщины.

Женщина не может добиться материального освобождения и полного уравнения в правах с мужчиною, прежде нежели не освободится от морального порабощения, от цепей предрассудков оковывающих её сознание.

Женщина не станет свободной, до тех пор, пока не перестанет бояться всех тех жупелов, которыми мужчина своекорыстно населил её воображение.

Одна из читательниц, отозвавшихся на анкету писала: - «Я сама думала о нравственности то же, что и вы, но не решалась высказывать своих взглядов, так как предполагала, что эта мысль принадлежит лишь мне одной и всем другим покажется дикой и сумасбродной».

Вот эта-то боязнь высказывания своих мыслей, это преклонение перед старыми идолами, даже тогда, когда в них больше не веришь, и является главной цепью, сковывающей женщину.

И если благодаря нашей анкете несколько тысяч женщин почувствуют себя не одинокими в своих выводах и перестанут бояться своих собственных мыслей, то можно считать анкету, достигшей своей цели.

Подводя её итоги, я с глубоким удовлетворением отмечаю, что огромное большинство отозвавшихся читательниц глубоко справедливо поставили критерием новой половой морали – искренность чувства.

«Нравственно всё, что идёт от души» (Ю.К.).

«Всё, что искренно, то свято и законно» (О.П.).

«Во мне самой есть голос, который управляет моими поступками – голос моей совести. Мои поступки согласуются с ним. И это мой критерий нравственности» (Клара).

«Нравственны отношения, когда в них нет лжи, расчёта, сделок с совестью, когда они искренни и совершенно свободны» (Лидия S).

Ложь – это защита рабов!

Свободные люди не нуждаются в лжи и не прибегают к её защите.

Отрицание лжи – это утверждение своей свободы.

Именно искренность, «честность с собой» и должна быть поставлена критерием нравственности свободного человека.

Свободный человек делает то, что сам считает «хорошим» и никакое осуждение не заставит его изменить свои поступки.

В области чувства свободный человек поступает так, как подсказывает ему его свободное чувство.

Пусть никого не пугает это «свободное чувство», нет никаких оснований бояться его.

Современная нравственность, нравственность рабов, основана на той мысли, что человек по натуре своей испорчен и гадок и поэтому нуждается во всяких сдержках. Взгляд этот вытек из воззрений малоазиатского аскетизма, извратившего христианское учение, внёсшего в него чуждую ему ненависть к жизни.

В настоящее время мы уже ушли из-под влияния этого аскетизма и поэтому взгляд на испорченную природу человека потерял под собой всякое основание.

«Здоровый ребёнок» говорит Л.Н. Толстой в одной из своих ранних педагогических статей (периода до Крейцеровой сонаты) «родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе. Во всех веках и у всех народов ребёнок представлялся образцом невинности и безгрешности. Человек родится совершенным – это великое слово, сказанное Руссо, всегда останется как камень твёрдым и истинным. Наше воспитание и уродливая наша жизнь калечат изначально прекрасную человеческую душу, но всё время, ясно и призывно звучит в ней непогрешимый блаженный голос и зовёт человека к великим радостям, таким близким и доступным…

Есть у нас один только непогрешимый руководитель, Всемирный Дух, проникающий нас всех вместе и каждого, как единицу, влагающий в каждого стремление к тому, что должно, тот самый Дух, который в дереве велит расти к солнцу, в цветке, велит ему бросать семя к осени и в нас велит нам бессознательно жаться друг к другу».

- Человек рождается совершенным – вслед за Руссо и Толстым убеждённо повторяю я и не нужны ему никакие цепи, никакие преграды… Дико думать, что освобождённый от цепей человек непременно обратится в торжествующе-хрюкающую свинью и начнёт купаться в грязи.

Думать так – это отрицать своё человеческое достоинство!

Как убеждённая индивидуалистка, как поклонница свободного развития каждой отдельной человеческой личности, я не могу устанавливать никаких общих систем. Вся моя система выливается в двух правилах: пусть каждый поступает хорошо по своим понятиям, пусть каждый поступает по голосу своего чувства и внимательнее прислушивается к нему, ибо голос чувства – это и есть голос Всемирного Духа, направляющий человека туда, куда ему нужно.

«Освобождённая любовь не может сделаться развратом, не может перейти в вечные поиски нового тела и новых ощущений» - вполне справедливо пишет Лидия Г. в своём прекрасном письме (см. № 15).

Почему не может?

Да потому что без любви нормальная женщина не отдаётся, а в настоящей любви тело пробуждается только тогда, когда «в тесном и радостном единении уже сольются души».
Потому что любовь это таинство жизни, служащее «обновлению и созиданию лица земли» и скрыто несёт в себе бессознательно направляющую её цель.

Потому что для женщин цель любви – это материнство. «Материнство – великое назначение женщин и они не считают его будничной, прозаичной долей. Материнство для большинства женщин – счастье, радость, смысл и цель жизни!» (см. письмо Вержбитской в № 16).

И отвечая на последние три вопроса моей анкеты (на первые два нет надобности отвечать, ибо на них я уже ответила своей начальной статьёй, в № 12), я скажу:

3) Существующая мораль половых отношений должна быть коренным образом изменена в направлении удаления из неё всех фальшивых и искусственных подразделений половых взаимоотношений на нравственные и безнравственные, ибо эти подразделения вытекают не из кого-либо нравственного принципа, а только из материальной зависимости женщин от мужчин.

4) Основным принципом морали половых отношений должен быть тот взгляд, что любовь не грех и не преступление, а радость и основное дело жизни, целью которого является «обновление и созидание лица земли» (Слова 9-го псалма).

5) Из этого принципа вытекает критерий оценки поступков в сфере половых отношений: всё, что делается согласно серьёзного, искреннего чувства, свободного от всяких расчётов и принуждений и всё, что содействует скрытой цели любви – обновлению человечества, всё это нравственно.

Всё же, исходящее из корыстных побуждений и совершаемое по принуждению, вопреки «своим понятиям» о хорошем, - безнравственно.

При таком критерии, половые отношения будут введены в сферу общей нравственности и подвергнутся общей оценке, наравне со всеми прочими человеческими действиями и поступками…

- Ну, а преступившие законы нравственности, хотя бы вашей, чем они будут наказаны, раз вы признаёте за каждым право поступать хорошо по «своим понятиям»? – Спросят меня те люди, которые убеждены, что без наказаний человечество не может существовать.

- Не беспокойтесь! – отвечу я им.

- Преступившие законы природной нравственности, уклонившиеся от искренности, не послушавшиеся голоса Всемирного Духа, будут жестоко наказаны и без нас, наказаны крушением своей жизни, холодом, пустотой и мраком душевным!

- Любовь не шутка, а великое дело! – говорит Познышев в Крейцеровой сонате. «Действительно, любовь великое, серьёзное и таинственное дело, дело творческой радости, дело светлого «добывания жизни», но в холодную пустоту и чёрный ужас превращается это великое дело, когда люди, невнимательно и несерьёзно относящиеся к жизни, хотят превратить её только в «лёгкое удовольствие». Сурова и огромно-серьёзна живая жизнь в своих строго-радостных тайнах. Горе безумцам, которые гуляючи входят в её таинственное святилище, которые ждут от неё только «удовольствия» и «лёгкой приятности». К таким святотатцам жизни сама жизнь беспощадна. «Виноград их от лозы Содомской и с полей Гоморских; ягоды их – ягоды ядовитые, грозди их – горькие; вино их – яд драконов и гибельная отрава аспидов. Мне отмщение и Аз воздам» (Второзак. XXXII – 32 – 35).

Не наше дело – судить, не наше дело – наказывать, ибо есть Всемирный Дух, карающий за нарушение закона жизни!

Итак, надо стремиться к установлению половой морали, основанной на искренности и свободном от корыстных расчётов чувстве, имеющем своею целью великое таинство обновления жизни.

Но установление такой морали возможно только при условии освобождения женщины от материальной зависимости от мужчины.

Для этого женщинам необходимо завоевать возможность самостоятельного труда и обеспеченного этим трудом самостоятельного существования.

Преградой к такому завоеванию служит современное воспитание девушки, не приучающее её ни к какому труду и подготавливающее её сделаться только «женою», вполне зависящей материально от своего мужа. «Многие хорошие и понимающие девушки – пишет по поводу анкеты одна из читательниц, г-жа Волжанская – идут замуж только, чтобы пристроиться. Идут, не любя, как рабыни, платя своим телом за блага жизни. Идут потому, что не приучены к самостоятельному труду и не могут содержать сами себя… Нужно воспитывать детей по-другому. Готовить девочек в люди, а не в жёны». В этом простом, безыскусственном письме высказана глубоко-правдивая мысль. Прежде всего нужно коренным образом изменить воспитание женщин.

Нужно воспитывать из них людей, способных к самостоятельной борьбе с жизнью.

Когда женщины будут в состоянии сами содержать себя, тогда им не придётся продаваться в рабство за жизненные блага и только тогда они будут в состоянии твёрдо установить новую мораль половых отношений.

Новую мораль свободных людей, основанную на свободе чувства и искренности.

Мораль прямо-противоположную современной рабской морали, основанной на лжи, лицемерии и угнетении женщин в угоду мужчинам.

И борьбу за эту новую мораль, нам, женщинам, надо начинать с подготовки своих дочерей к самостоятельному труду и самостоятельному, независимому от мужчин, существованию!

«Игрушечная Маркиза».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...