среда, 16 октября 2013 г.

Воспитание и религия

Представляю вашему вниманию самую первую статью из «Журнала для Хозяекъ» № 17 за 1 сентября 1913 года. Текст я решил отредактировать на современный русский язык. И хотя текст был первоначально отсканирован мной, но скан я всё же пока выложить не смогу по причине плохого качества. 

К слову сказать, сам журнал немного больше по размерам, чем формат А4, поэтому в сканер не влезает полностью, а вот хорошего фотоаппарата у меня просто не имеется. Поэтому сканировать было неудобно. Всего у меня имеется несколько журналов за разные годы, поэтому в ближайшее время я буду выкладывать и другие статьи сначала из журнала № 17, а в последующем и из других номеров.
Воспитание и Религия
Воспитание и Религия
От конторы журнала.

1)  Контора покорнейше просит  у   подписчиц, получивших лишние №№ журнала, попадающие к ним вследствие засылки, неизбежной в большом деле, не возвра­щать таковые в редакцию, во избежание непроизводительного расхода на марки, а отдавать для ознакомления своим знакомым, незнающим ещё о существовании журнала

2)  Многие подписчицы  высылают   деньги  для разных поручений на имя „Игрушечной маркизы" или г-жи Абам, почему   они  и  не   выдаются конторе журнала, а через некоторое время отсылаются обратно, за ненахождением в Москве указанных адресатов. Поэтому контора покорнейше просит  подписчиц,  посылаемые ими  деньги  не адресовать на имя сотрудницы журнала, а адресовать не­посредственно конторе журнала, во  избежание  излишней проволочки и задержки в исполнение поручений.

Воспитание и религия.

Наше время знаменуется развитием необычайного интереса к педагогике. Педагогические проблемы захватили как специалистов учителей и воспитате­лей, так и широкие интеллигентные массы.

Место старой «педагогии» заняли многообещающие: психологическая педагогика, экспериментальная педагогика, педология и т. д.
Общественный иитерес выразился в многочисленных съездах по воспитанию, что и является уже достаточным показателем того, что педагоги­ческая мысль, проникнув в самую глубь общественного организма, задела в нём самые жизненные стороны.

Среди различных вопросов воспитания, выдаю­щееся место занял вопрос о религиозном воспитании. В ряду других педагогических проблем этот вопрос самый мучительный.
Мучительный, возможно, потому, что он касается не только наших детей, но неразрывно связан с нами.

Время религиозной разрухи, когда попраны и раз­биты были старые религиозные кумиры,  не пригнало нас к другому берегу для поклонения новым богам. Разрушать всегда легче, чем созидать. Это лишний раз подтвердилось в религиозной жизни нашего времени.

Без сомнения, этот религиозный крах наиболее пагубно отразится, да и отразился уже, на нашем подрастающем поколении, на наших детях.

И вот для того, чтобы дух неверия, этот недуг нашего времени, не охватил окончательно на­ших детей, духовное ведомство, долженствующее стоять на страже нашего нравственного и религиозного развития и воспитания, решило также созвать Всероссийский Съезд законоучителей для улучшения законоучительского дела. На сколько осуществятся эти благие порывы духовенства, покажет будущее, но пока пожелаем, чтобы этот съезд был более продуктивен, чем прошлый съезд законоучителей средних учебных заведений. На этом бывшем съезде участники чистосердечно сознались, что они вообще слабо подготовлены к воспитательскому и преподавательскому делу. Ведь, все дело религиозного обучения сводилось до сих пор к механическому зазубриванию традиционных учебников Закона Божия «от сих до сих», что, конечно, не могло оста­вить на детях никакого воспитательного влияния. Для того же, чтобы с успехом вести религиозное обучение детей, нужно  быть богословом-философом, тонким психологом и педагогом. Без этого никакие постановления и резолюции, того же, на днях закончившегося, Харьковского съезда законоучителей о расширении программы Закона Божия, о введении в школах   изучения   Священного  Писания  и творений св. отцов – не могут иметь успеха.

Будем приветствовать все предполагаемые ре­формы религиозного воспитания в школе, но какие бы благие результаты ни получились от всего этого, нельзя не указать на то, что немаловажная роль в этом деле падает, или, по крайней мере, должна бы падать на семью. Основа религиозного воспитания должна даваться семьей.

Если в школе может идти речь о преподавании религии, то в семье о воспитании в духе религии, и в этом она, без coмнения,  более  могущественна, чем школа. В семье приходится слышать ре­бенку первые слова о Боге, впервые здесь развиваются понятия о нём, впервые он слышит здесь слова о любви к миру и к человеку, о добре и зле, о правде и лжи, впервые ребёнок учится из слов матери молитве, и школа лишь продолжает развитие данное семьёй.

Но какова современная семья в её отношениях к религиозному воспитанию своих детей?

Всем известно, какое прочное гнездо свило себе неверие в современной семье. Жаль лишь то, что к этому неверию приходят многие не столько сознательными путями, не столько путями долгих душевных терзаний и исканий, сколько в угоду необъяснимой повальной моде по которой религиозность и прежняя вера считается признаком отсталости и неразвития.

Эта иррелигиозность современной семьи, конечно, не могла не вызвать и общую деморализацию её и не отразиться на наших детях.

Ведь семья – это небольшая общественная ячейка, где развиваются и крепнут физически и духовно те будущие люди, которым суждено будет или осуществить на земле Царство Божие или царство дьявола.

И вот, к сожалению, во многих семьях не только подавляют все религиозные запросы ребёнка, которые имеют в нём неизбежную глубокую психологическую основу, но даже сознательно развивают в нём ненависть ко всему, что связано с религией.

Вопреки словам Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне» - жестокий фанатизм родителей не допускает их к чистому источнику веры, из которого мог бы он утолить только что пробудившуюся духовную жажду. Вместо этого, ребёнка всякими мерами отвлекают от этих запросов или же забивают его головёнку такими знаниями, в которых он не может разобраться и которые не могут удовлетворить. Раньше времени прививают в нём здравую рассудочность, забывая, что в его пору это может дать только плохие результаты.

Правда, некоторые обрядовые стороны нашей религии изобилуют многими отжившими формами и непосвящённых людей невольно наводят на сомнения, вредно отзывающиеся на общем религиозном миросозерцании этих людей.

Отсюда, обыкновенно, и начинается отрицание религии.

Но, ведь можно так или иначе смотреть на внешние формы религии, но не исключать нравственный элемент в ней. Нравственный элемент каждой религии в различные времена у различных народов одевался в самые разноцветные одежды, но от этого, конечно, он не терял своей ценности. Да эти одежды, в конце концов, и трудно отбросить. Нужно лишь следить чтобы они не представляли из себя самодовлеющей ценности, за которой может скрываться полнейшее отсутствие религиозных переживаний.

Нужно сначала понять всю символическую глубину этих обрядов и неразрывную психологическую связь их с религиозными чувствами, чтобы отвергнуть их, как религиозный пережиток, могущий нежелательным образом отразиться на ребёнке.

Также нужно быть знакомым с той разницей религиозных восприятий и представлений взрослого ребёнка, чтобы не допустить последнего к ознакомлению с различными духовными преданиями, которых так старательно избегают неверующие родители. Забывают, что ребёнок способен более поверить в чудеса, чем в точные факты естественной жизни.

В другом месте нам уже приходилось говорить о детской склонности к фантастике, как отличительной черте их психики. Это же качество позволяет принимать ребёнку наравне со сказками о добрых феях, и различные религиозные предания, тем более, что они являясь красивейшими по форме и по содержанию, способны оказать наиболее сильное этическое и эстетическое воздействие на ребёнка, не говоря уже о том, что, хотя бы временно, до поры сформирования собственной мысли, могут ответить на все возникшие в нём запросы. К тому же, своеобразная психология ребёнка необходимо требует очеловечения Бога, его одушевления, чтобы Он был более доступен ему. Только при этом он будет считать Его близким себе, только тогда понесёт он на алтарь Его свои мысли, чувства и любовь.

Вот здесь то и должна проявляться святая обязанность матери, когда она вместе со своим ребёнком в словах молитвы будет говорить о Боге, о любви, являясь в это время в роли посредника между Богом и ребёнком.

В данном случае мать никому незаменима. Она должна воплощать собою как бы тот идеал, за которым будет следовать ребёнок и который разожжет в его душе любовь к Богу, к природе, к человеку, к добру и к правде.

И велика мать, если она сумеет спуститься от повседневных забот и хлопот к детской кроватке, где вместе с ребёнком сольётся в тихой вечерней молитве с Богом.

А. Винокуров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...